текстовая версия
карта сайта
гостевая книга

Главная>Выставки и коллекции


мероприятия

выставки и коллекции

центр краеведения

наши издания
ВЫСТАВКИ И КОЛЛЕКЦИИ

"Проза мужества и горькой правды"
К 75-летию В. Г. Распутина

Валентин Григорьевич Распутин (1937) - русский прозаик, представитель так называемой "деревенской прозы".

Родился в крестьянской семье в селе Усть-Уда Иркутской области. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ "Уроки французского"). Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба". Начав с таежной романтики, с поэтизации сильных характеров в их единении с природой, Распутин перешел к произведениям, в которых преобладает внимание к духовному миру человека.

В повести "Деньги для Марии" писатель, сталкивая бескорыстие и душевную черствость, самоотверженность и эгоизм, при всей трезвости и неприкрашенности изображения людей и событий, утверждает победу светлого жизненного начала.

Повесть "Последний срок" о последних днях жизни старухи Анны, о поведении ее взрослых детей, преждевременно съехавшихся в родительский дом. Поражает будничное величие жизнеощущения старой крестьянки.

Повести "Прощание с Матерой" и "Пожар" взаимосвязаны. В "Прощании с Матерой" Распутин говорит об уходящем патриархальном мире. Гармоничный остров Матера стал как бы самым святым местом на земле. На нем уцелел царственный листвень, его обитательницы - старухи-праведницы - привечают не узнаваемого нигде Богодула, странника, юродивого, "божьего человека". Остров Матера окружен жестоким, агрессивным миром, от воздействия которого он как бы и погружается на дно. В повести "Пожар" все освещено с жизненных позиций главного героя Ивана Петровича Егорова. Он скромный сельский житель, не обладающий выдающимися способностями. Но его мудрость, цельность чувств создают ясное представление о подлинной содержательной жизни. Пожар, случившийся в леспромхозовском хозяйстве, приобретает символический смысл: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка. Распутин пишет о катастрофических событиях мягко, доверительно, но с щемящей болью. Обе повести составили волнующую диалогию о трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в период ликвидации "неперспективных" деревень разрушительные последствия неразумного хозяйствования, хищнического отношения к природным богатствам и людям.

В центре произведения "Живи и помни" прекрасный характер деревенской женщины Настены. Она укрыла бежавшего после пребывания в госпитале мужа Андрея, приняла его дезертирство на себя. В это тяжелое время в позорной тайне для нее, так жаждавшей и до войны материнства, она ощутила в себе биение новой жизни. Настена не может найти разумного, логичного решения, и она бросается в Ангару, искупая вину Андрея, вину жестокого времени. Неотвратимость этого последнего довода Настены, это ее страшное "оправдание" перед миром, крик о своей чистоте и благородстве остаются надолго в сердце и душе читателя.

"Живи и помни" - поклон нашего поколения всем, кто прошел и выстоял войну, кто не согнулся и победил в тылу и на полях сражений. Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком обращено в день сегодняшний.

Библиография

Текущая экспозиция
Художественные выставки
Виртуальные выставки
Календарь выставок
Архив выставок